ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, в Московской области, областного подчинения, в 21 км к востоку от Москвы. Расположен в подмосковной Мещёре. Железнодорожная станция на линии Москва - Владимир. Население 99,3 тыс. человек (1992; 19 тыс. в 1959; 57 тыс. в 1970; 76 тыс. в 1979).
Город Железнодорожный образован в 1952 из рабочих посёлков Обираловка (с 1939 - Ж.), Кучино (частично с 1960; полностью с 1963), Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка (с 1960). Пос. Кучино на р. Пехорка впервые упоминается в письменных источниках за 1573-74 как пустошь. Во второй половине XVII в. в Кучино были начаты разработки глины, в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1862 была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 - пристанционный посёлок Обираловка. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. В 1896 по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) была построена фабрика - "Саввинская мануфактура", вокруг которой образовался посёлок Саввино. В посёлке Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского в 1904 был создан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский - основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом. В 1939 посёлок Обираловка получил статус посёлка городского типа и переименован в посёлок Ж. В 1946 открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 - деревообрабатывающий завод. В 1947 в посёлке Саввино рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин, преобразованная в 1956 в электромеханический завод; в это же время вошёл в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и др.
В современном Ж. ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов, асботермокомбинатом, а также деревообрабатывающим комбинатом. Действуют хлопкопрядильная фабрика, предприятия железнодорожного транспорта и др. Краеведческий народный музей. В конце 1980 - начале 1990-х гг. построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Ж., в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).
ЕГОРЬЕВСК, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 114 км к юго-востоку от Москвы. Расположен в западной части Мещёрской низменности, на правом высоком берегу р. Гуслянка, вблизи от её истока. Железнодорожная станция на линии Воскресенск - Куровская. Население 74,2 тыс. человек (1992; 29,7 тыс. в 1926; 56 тыс. в 1939; 59,2 тыс. в 1959; 72,3 тыс. в 1979).
Известен с 1462 как село Высокое по духовной грамоте великого московского князя Василия II Тёмного, в которой он завещал село "своей княгине" - жене Марии Ярославне. В 1562 по указу Ивана Грозного село было передано в число вотчин московского Чудова монастыря, во владении которого оно находилось до 1764. Село имело выгодное местоположение, находясь на перекрёстке двух важных торговых путей (Москва - Касимов и Коломна - Владимир), славилось своими ярмарками, велась торговля лесом, драницей, тканями, кожаными изделиями, мёдом, хмелем и др., что способствовало росту села. С XVI в. - село Егорьев-Высокое; в 1778 преобразовано в уездный город Рязанской губернии. В 1796 город оставлен за штатом; с 1802 вновь уездный. Основными занятиями населения в XIX в. были ремесло и торговля, егорьевские умельцы славились резьбой по дереву и изделиями из него. В XIX в. Е. - один из главных центров подмосковного старообрядчества. В 1825 крестьянин В. М. Карцев основал ручное ткацкое производство, в 1827 купцы Князевы открыли ткацкую фабрику с паровой машиной; в 70-80-х гг. XIX в. в городе появились красильно-отделочные, набивные, рогожные, кожевенные фабрики-мануфактуры. В конце XIX в. Е. становится одним из центров текст, промышленности России.
В современном Е. - лёгкая, главным образом текстильная, промышленность (хлопчатобумажный комбинат, швейные фабрики; обувные фабрики, с 1936 выпускающие детскую обувь). Заводы: станкостроительный (зуборезные станки и др.), асбестовых технических изделий. Пищевые предприятия. Историко-художественный музей (основан в 1911). В Е. жил (1921-23) Герой Советского Союза лётчик В. П. Чкалов.
Центральная часть города сохранила исторически сложившуюся планировку, сочетающую радиальную структуру расходящихся от городской площади улиц с ортогональной уличной сетью конца XVIII в. На её композиционной оси (Октябрьской улице) сосредоточены жилые дома конца XIX - начала XX вв. в духе эклектики и провинциального модерна. Среди памятников архитектуры - деревянная Казанская церковь в стиле классицизма с двумя 4-колонными портиками на боковых фасадах (1790), здание городского училища в стиле модерн (начало XX в.). В начале 1960-х гг. построен жилой массив в юго-восточной части города, в 1970-80-е гг. - 9-этажные дома на восточной и северо-западной окраинах.
ДУБНА, в Московской области, областного подчинения, в 115 км к северу от Москвы. Расположен на Волге, недалеко от впадения в неё р. Дубна. На территории города 2 железнодорожные станции - Дубна и Большая Волга (на ветке от станции Вербилки на линии Москва - Калязин). У Д. начинается канал имени Москвы (пристань Большая Волга). Население 67,4 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1959; 44 тыс. в 1970; 55 тыс. в 1979).
Основан в 1956 в связи со строительством Объединённого института ядерных исследований; здесь был построен крупнейший в то время синхрофазотрон (мощность 10 млрд. электрон-вольт). В 1957 в городскую черту включены близлежащие населенные пункты: Большая Волга, Александровка, Козляки, Новоиваньково, Ратмино, Юркино. В 1960 в черту Д. вошёл г. Иваньково, возникший в связи со строительством Иваньковского гидроузла с гидроэлектростанцией на Волге.
Современная Д. - центр фундаментальных исследований в области физики элементарных частиц и ядерной физики. В городе - филиал Московского института радиотехники, электроники и автоматики, филиал НИИ ядерной физики МГУ имени М. В. Ломоносова. Д. находится в лесопарковой зоне; в архитектуре города производственные здания сочетаются с жилой типовой застройкой. Три городских района (Институтский, Левобережный и Большеволжский) объединяет автомагистраль вдоль Волги, которая является осью планировочной структуры.
В 6 км от Д. Иваньковская ГЭС.
ДРЕЗНА, в Орехово-Зуевском районе Московской области, в 83 км к востоку от Москвы и в 10 км к юго-западу от Орехово-Зуева. Расположен на безлесной низменной равнине, на одноимённой реке (правый приток Клязьмы), окаймляющей с запада территорию города. Железнодорожная станция на линии Москва - Нижний Новгород. Население 13 тыс. человек (1992; 7,9 тыс. в 1926; 11,3 тыс. в 1939; 11,5 тыс. в 1959; 12,5 тыс. в 1979).
Возник в 1897-98 близ одноимённой железнодорожной станции (открыта в 1869) как рабочий посёлок при ткацко-прядильной фабрике Зиминых (сохранились здание фабрики и кирпичные многоэтажные рабочие казармы конца XIX в.). Город - с 1940. Современная Д. - одноотраслевой промышленный центр (прядильно-ткацкая фабрика). Город имеет тесные производственные связи с г. Орехово-Зуево. На окраине города - крупный тепличный комбинат совхоза "Орехово-Зуево". С середины XX в. город застраивался преимущественно 5-этажными домами, в переоборудованных старинных казармах размещены учебные и торговые учреждения.
ДОМОДЕДОВО, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 37 км к югу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва - Кашира. Население 56,6 тыс. человек (1992; 27,7 тыс. в 1959; 36 тыс. в 1970; 47 тыс. в 1979).
Возник в 1900 как посёлок при железнодорожной станции и был назван Д. по близлежащему селу, упоминаемому в 1410 (бывшая царская вотчина). Развивался вдоль Каширского шоссе, между железнодорожной линией и р. Рожайка. В 1947 получил статус города. В современном Д.: производство стройматериалов (металлических конструкций, железобетонных изделий, извести, кирпича и др.); машиностроительный завод "Кондиционер"; шерстопрядильная фабрика (основан в 1824). Российский госфонд кинофильмов. В 1970-х гг. построен современный жилой микрорайон Ёлочки. Близ Д. - один из аэропортов Москвы Домодедово.
В окрестностях Домодедово сохранились многочисленные памятники архитектуры XVII-XIX вв. В 3 км к северо-западу от Д., в селе Домодедово, - белокаменная Никольская церковь типа "восьмерик на четверике" с декором в стиле европейского барокко (1731-38) и многоярусной колокольней (1845, архитектор Е. Д. Тюрин). В 2 км к западу от Д., в посёлке Константинове, - ансамбль бывшей усадьбы Пржевальских: одноэтажный ампирный дом с 6-колонным портиком на парковом фасаде (первая половина XIX в.); Смоленская церковь (1670-е гг., перестроена в 1825-27 в формах ампира); регулярный и пейзажный парки с 8-колонной беседкой. В 4,5 км к западу от Д., в селе Битягово, - оригинальная по композиции "двойная" Воскресенская церковь с Казанским приделом: 2 равновеликих четверика, объединённых общей продольной трапезной (1670-71). В 7 км к юго-западу от Д., в селе Одинцово, - ансамбль бывшей усадьбы Архангельское: ротондальная церковь Михаила Архангела в стиле классицизма с 4 тосканскими портиками на фасадах (1800); усадебный дом С. И. Морозова в стиле модерн (1892); парк. В 6 км к юго-востоку от Д., в селе Буняково, - белокаменная, завершённая купольной ротондой Покровская церковь в стиле классицизма (1809).